Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
Роман Шиженский

Роль леса, как проявления внешнего, неосвоенного пространства и дома, как «огороженного», внутреннего, достаточно полно исследована специалистами прошлого и настоящего . Кроме того, детальному изучению были подвергнуты и всецело связанные с указанными пространственными ориентирами мифологические персонажи. В данной связи особенно следует отметить работу Н. А. Криничной «Русская народная мифологическая проза. Истоки и полисемантизм образов», в которой автор анализирует наиболее ярких представителей «демонологического багажа» русского народа. Ряд выводов исследователя, а именно: утверждение об изначальном синкретизме домашних и природных духов , представление о лешем как о дублере и предшественнике домового , стали основой для написания данной статьи.

Таким образом, целью данной работы является частичный анализ образов двух доминантов славянской демонологической системы – лешего и домового, с позиции представления данных мифологических персонажей единым божеством. Основываясь на информации мифологических сказаний, поверий, заговоров, а также наблюдениях исследователей, в данной работе рассматриваются некоторые особенности мифологических образов (антропоморфность, наличие кланово-семейных связей) позволяющие охарактеризовать лешего и домового как единую «демонологическую субстанцию».

читать дальше