Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
С чем? Да с тем, что те, кому нравлюсь я, не нравятся мне…
теперь по порядку. Была в своих любимых Скифах. Вот, и начал подъезжать ко мне мальчик-почти-самый-главный. Спору нет, приятный собеседник, внимательный. Но не мой тип (без изюминки). А мальчик-археолог-скин тоже обращался, правда не так прямолинейно, но все же… Ну почему бы им не поменяться местами? А?!!
Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
«...Смысл жизни значит ищем? Философский камень? Священный Грааль?
-Угу. Ищем.
-Дурью маемся?
-Маемся. Эх!
-Параллельные миры обосновываем?
-Пытаюсь...
-По снам путешествуем?
-Ну..бывает...
-Реальности меняем?
-Да так... пару раз на дню.. да и то не свою...
читать дальшеРыжий Ангел посмотрел на подопечную душу и поставил еще одну галочку.
-Ты вообще когда успокоишься?
-А когда ты меня заберешь?
-Когда время придет...
-Вот тогда и успокоюсь...
Душа присела рядом, панибратски обняла Рыжего, и посмотрела вниз на тело:
-Лучше подобрать не мог?
-А чем тебе это не нравится?
-Ну не фотомодель. Это раз.
-Согласен – Рыжий зажал палец
-Рост опять же не тот. Это два.
-Спорно – Рыжий зажал второй палец
-Болезненное. Это три
-Ну, как и у всякого человека – Рыжий зажал третий палец и посмотрел на душу вопросительно...
-Да вот в принципе и все. Три погрешности, а все могло бы быть иначе...
-И ты себе представляешь как? – разговор явно забавлял Рыжего
-Ну... куча любовников – душа закатила глаза и мечтательно вздохнула...
-Первый грех ...
-Мировая слава фотомодели и лицо на всех разворотах...
-Второй..- Рыжий улыбался
-Деньги куры не клюют...
-Третий..- Рыжий разжал пальцы....
Душа посмотрела на раскрытую ладонь Рыжего Ангела. Ни одной линии и удивительно красивые руки. Идеальные руки. Руки – мечта. Не то что у тела внизу...
Рыжий спустился к кровати и развернул ладошку к лунному свету. По детски маленькую. По обезьяньи исчерченную линиями. По человечески теплую и живую...
-Хочешь все переиграть? – Рыжий внимательно смотрел на душу. Таких предложений он пока никому не делал....
-Все?
-Все.
-С самого начала?
-Да.
Душа подошла к телу и присмотрелась... Родное тело. Неуклюжее и смешное. Уже взрослое. Носатое такое. Вон сколько шрамов. Было бы мужское и лет так 600-800 назад – все бы женщины с ума бы посходили. Лежит себе. Спит. В пижаму залезло. И что ему спокойно не живется?
-Это тебе спокойно не живется... – Рыжий улыбнулся и поцеловал ладошку смешного тела...
-Мне трудно живется...
-Угу. Бедолага. Еще скажи, что не счастливо...
-Да нет... Опять, что такое счастье?
-Вот. Это вопрос – Рыжий присел на подоконник – Это вопрос вопросов. Это, можно сказать, философский камень каждой души..
-С таким камнем только топиться...
-Но-но... даже и не думай. Не дам.
-Да я и не собираюсь... Слушай. Я тут подумала, а что если все дело в...
-Опс...- Рыжий расправил крылья и посмотрел на тонкую полоску восходящего солнца ... – заболтались мы с тобой. Видишь, день начинается...
-Я только хотела спросить ответ на вопрос – душа поспешно вскочила и с мольбой посмотрела на Рыжего Ангела
-А что толку? – Рыжий пожал плечам и встал на подоконник – все равно проснешься в теле и не вспомнишь ответ.
-Так какой же смыл в беседах то тогда?
-Найдешь в жизни, с беседами все станет проще...- первый луч солнца раскрасил небо и прошел сквозь рыжие перья – Все станет на много проще. А пока... – Рыжий Ангел уже почти растаял в воздухе – до будущей ночи, смешная душа...
Тело вздрогнуло. Улыбнулось. Нахмурилось. Что-то ведь снилось. Что-то хорошее и в тоже время важное. Что-то что можно и не вспоминать, когда помнишь, но обязательно надо вспомнить когда забыл...
Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
Вот пришла домой и за комп. Хех. Но не потому что без него не могу а по тому что до завтра эмоции выветрятся. А эмоций шквал.
Ездила со Скифами в Пирогово(музей архитектуры под открытым небом) Красота. Снег, люди вокруг. Весело. Попытались стоять в очереди за блинами и глинтвейном. Плюнули на это дело, решили погулять, а потом на хату к одному парню поехать. И уже там блинничать. Прогулялись, попадали, пофоткались.
Когда начало темнеть поехали на хату. Хата отпад, блины- отпад. Люди- нет слов. Все разные, но в том то и их прелесть.
Кстати, я ж ношу ленточки на рюкзаке радужные. Все обычно: да прикольно и тд. А сегодня один из скифов подваливает:
-ты в курсе что радуга означает?
-угу
-Что «угу»?
-это символ гомосексуалистов…
парень отвалил. Интересно что он подумал(блин, а что он мог подумать?), ибо реснички у него отпад, и веселый он. Хммммммм всегда у меня все не в тему...
Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
Поясняю. навеяно фразой "Женщины веками шли за мужьями в огонь, а пошел ли хотя бы один?"
Всегда Зой жертвует собой…почему не наоборот?
Внутри огонь желанья Снаружи -маска отчужденья И с ней начну я новый день я И без секунды промедленья…
Ты одинокое существо в безмежном мире. Избито и…честно. Мы все одиноки, мы умираем и рождаемся в одиночестве -сказал кто-то. Возможно это не так. Одинокое племя. Одинокое пламя. Хотя нет, не так. Его звали Пламя. И он был одинок. Древний обычай племен. Если назревает вражда выбирают двух воинов. Не сильнейших. Просто двоих. Мое племя выбрало Пламя. Но должен был быть Я. Я. Я. Я… меня зовут Лед. Но был он. Знаю что все это похоже на бред. Я плачу первый раз в жизни… Мы охотились, и я по глупому подставился. Зубр сломал мне два ребра. Пустяк. Но причина для отказа в жеребьевке. Они встретились в жертвенном круге. Жертвенном, ибо выйдет лишь один. Нет смысла описывать бой. Пламя угасло. Конфликт решен. Судьба моя тоже решена. Мною. Долина заполнена людьми. Прощаться пришли все. Два племени стали родней. Кровь пролилась за два племя. Кровь жертвы их связала. Огонь полыхает такой, что кажется, звезды зажгутся и сгорят. Уже не видно тела. Лишь в воздухе стоит запах смерти. Огонь силен, никто не решится приблизится к нему. Неожиданно из толпы выходит мальчик лет 14-15. белые волосы из-за жара трепещут как на ветру. Он идет преодолевая сопротивление. В пяти шагах от огня он зажмуривает глаза… …прыжок.
Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
Зима
Коляда
Студень (Декабрь)24 - 31
Это один из важных праздников Славян Язычников. Во время Зимнего Солнцестояния мы по╠м песни Ладе и славим Перуна, скованного сейчас морозами и льдом. В эти дни мы пь╠м тосты в честь Богов наших, и возжигаем живые костры (бадняк). По домам ходят ряженые (скоморохи), колядуют и пляшут. В западнославянских землях, в деревнях и сейчас празднуют Коляду, люди одевают гротескные маски ходят по домам с символом звезды. Так же под Новый Год поют обрядовые песни (колядки) и приносят в жертву козла:
Волчьими праздниками именуются эти морозные, лунные ночи. Это моления скотьему богу Волосу и скоту. Принесите благодарность животным, что кормят нас испокон века и защитите их от бесчинства волков в эти дни.
День памяти Княгини Ольги
Просинец (Январь) 3
Этот день посвящ╠н Ольге, что делами своими прославила имя сво╠ в веках. Е╠ месть древлянам за убитого мужа, рождение князя Великого Святослава и объединение Руси достойно славы и памяти. Сегодня тост в честь Язычницы Ольги.
Турицы
Просинец (Январь) 6
Это праздник быка, Яр-Тура, как символа ярой жизненной силы и плодородия. Сегодня народ рядится в быков, водит хороводы. Так же молод╠жь играет в вес╠лые игры (турицы). Это заключительный день новогодних праздников.
День памяти Вещего Олега
Сечень (Февраль) 3
Этот варяжский конунг был ярким примером Руса-викинга и история его поучительна и загадочна. Олегу была предсказана смерть чудскими Волхвами от коня своего, и так оно и свершилось, даже после смерти самого коня. Он одержал великую победу над Византией и взяв большой откуп повесил щит свой на воротах Царьграда.
Навий день (Вьюницы)
Сухый (Март) 1
Сегодня один из четыр╠х молений предкам у древних славян. Сегодня Навий день, день м╠ртвых. Народ приносит жертвы и приглашает предков к столу.
День памяти князя Игоря
Сухый (Март) 3
Языческий князь Игорь держал в страхе центр христианства - Византию, и ходил на Царьград. Ещ╠ он призвал множество варягов, которые помогали ему управлять княжеством и сражаться с врагами. Видимо они были жадны и жестоки, потому что Игорь был убит во время полюдья древлянами.
Масленица
Сухый (Март) 21
Сегодня древняя Масленица, праздник Весеннего Равноденствия и завершения зимних холодов. В этот день народ веселится, пирует, пляшут ряженые, играют на традиционных инструментах- в общем весенний разгул, неистовство и кулачные потехи. Всю Масленицу пекут блины, пряженцы и оладьи, которые символизируют Солнце.
Весна
Комоедицы
Сухый (Март) 24
Это один из древнейших Языческих праздников. Сегодня день почитания Медвежьего бога, и принесение жертвы великому Медовому зверю. Возможно этот день был продолжением нескольких дней Масленицы.
День богини Карны
Березозол (Апрель) 7
Сегодня второе моление предкам, день богини плача и причитаний. "...и воду к кутьи заупокойней оставляют на столци. И сметь╠ у ворот жгуть в великий четверг, молвящи тако; у того огня души проходящи отогреваются..."
Праздник Лели
Березозол (Апрель) 22
Сегодня трапеза в честь богини-дочери, Лели. В Скандинавии этот день посвящ╠н Одину, и это говорит о том, что Леля была одной из главных богинь славян. Произнесите тост в честь Божества нашего.
Родоница
Травень (Май) 1
Это третье моление предкам, день поминаний. Сегодня м╠ртвым ставят пиво, водку и еду. На застолье поминальщики зовут загробных гостей поесть, попить на поминальной тризне. Этот день назван в честь Рода, бога семьи и вселенной.
Грудие росное
Травень (Май) 20-30
В эти дни Волхвы приносили жертвы, и молили Рода о дожде и хорошем урожае.
Лето
Ярилин день
Кресень (Июнь) 4
Сегодня день Ярилы, бога Солнца и плодородия. Славяне справляли этот праздник массовыми игрищами и плясками: "Приблизившись...мы увидели около 4000 человек, собравшихся со всей страны. Был какой-то праздник, и мы испугались, увидев, как безумный народ справлял его играми, сладострастными телодвижениями, песнями и громким криком."
Гербород. 4 июня 1121 г
Русальная неделя
Кресень (Июнь) 19-24
В эти дни мы славим Божеств реки- Русалок. Множество преданий и гаданий связано с этой неделей. В лесах все ночи горят огни, а духи свободно летают над полями и оз╠рами.
Купала
Кресень (Июнь) 23
Сегодня праздник Летнего солнцестояния и человеческого жертвоприношения подводному хозяину Ящеру (Яще). Всю ночь народ веселится, по╠т песни, водит хороводы, гадает. Так же проводятся обряды у воды, возжигают костры, и утопляют в реке Купалу. В более позднее время утопляли куклу из соломы.
День памяти князя Великого Святослава
Червень (Июль) 3
Святослав, величайший Языческий князь русский в╠л грандиозную войну с Византией и призирал христианство. Он раздвинул земли свои от Хазарской Белой Вежи на Волге, до Балканских земель на Дунае. Печенеги были сломлены и отброшены, а начавшееся проникновение христианства остановлено. Во время осады Царьграда его постигает неудача из-за наличия христиан в войске, и Святослав подвергает их гонению: "Он же видя их не покорение на прозвитеры яряся,...посла в Киев, повеле храмы христиан разорити и сожещи. И сам вскоре поиде, хотя вся христианы изгубити." Да пусть буде так: "...постамент Идолов киевских Языческих Богов, поставленных в самом центре Киева, был ВЫМОЩЕН плинфой и фресками христианского храма, разрушенного до 980 года."
"Детинец Киева" Килиевич С.Р.
Перунов день
Червень (Июль) 20
Это праздник в честь Великого Громовника Перуна. Сегодня человеческая жертва, выбираемая загодя (12 июля). Так же приносят в жертву быков, и едят их на пире. Князь и Волхвы устраивают громадные пиры, игрища и пляски.
"В лето 6491. И реша старци и боляре: "Мечем жребий на отрока и девицю; на него же пад╠ть, того зарежем богом." Бяше варяг един, християнин...у бе у него сын...на сего паде жребий зависти дьяволи"
Повесть временных лет
Праздник урожая
Серпень (Август) 7
Сегодня праздник хлеба, праздник собранного урожая. На поле оставляют несжатый сноп- Волосу на бородку. Поблагодарите Волоса и Землю за щедрый урожай.
Спожинки
Серпень (Август) 15
Это сельскохозяйственный праздник окончания сенокосов. Народ веселится, пирует, проводит игры и другие потехи.
День памяти Язычников Новгородцев
Рюень (Сентябрь) 3
"В Новеграде людие, уведавше еже Добрыня ид╠т крестити я, учениша вече и закляшеся вси -не пустити во град и не дати Идолы опровергнути... И аще Добрыня прещением и лагодными словы увещевая, обаче они ни слышати хотяху...Высший же над жрецы славян Богомил, сладкоречия ради нарч╠н Соловей, вельми претя люду покоритеся...тысяцкий новгородский Угоняй, ездя всюду вопил: "Лучше нам помрети, неже Боги наша дати на поругание!"...(Добрыня одолел язычников)...и а бие Идолы сокруши- деревяннии сожгоша, а каменнии изломав, в реку вергоша; и бысть "нечестивым" печаль велика..."
Иоакимовская летопись
Этот день показывает всю суть христианства и "любови" его.
Трапеза в честь Лады и Лели
Рюень (Сентябрь) 8
Сегодня трапеза в честь Лады и Лели по случаю окончания полевых работ. Трапеза очень обильная и шумная с плясками и песнями. Так же это проводы лета и тепла.
Праздник Сварога
Рюень (Сентябрь) 21
Это Осеннее солнцестояние, праздник Бога огня и небес - Сварога. Выпейте в честь Сварога и кузнецов, внуков его, рог пива или м╠да.
Осень
Родительский день
Паздерник (Октябрь) 26
Это четв╠ртое и последнее моление предкам в году. Сегодня так же день памяти воинов погибших в 1380 году на Куликовском поле. Поднимите рог в честь русских героев.
Праздник Макоши
Паздерник-Грудень (Октябрь-Ноябрь) 25-1
Праздник этот справляется в пятницу между 25 октября и 1 ноября. Сегодня мы славим Мать-землю и благодарим е╠ за заботу о нас. На пире отдайте предпочтение овощам.
День памяти Волхвов
Грудень (Ноябрь) 11
"Волхв вьстал при Глебе Святославиче...Глаголашеть бо людьм, творяся акы бог и мъногы прельсти- мало не всего града...И бысть мятежь в граде и всияша ему веру и хотяху побити епископа...И разделишеся надъвое: кънязь Глеб и дружина его сташа у епископа, а людие вьси идоша за Вълхва..."
Повесть временных лет
В 1024 году в Суздале мятеж велик во вс╠м Верхнем Поволжье. В 1071 году два Кудесника распоряжались на огромном пространстве от Волги. "В лето 6735 (1227) сожьгоша Волхвов четыре- творяхут, их потворы деющи. А то бог весть! И сожегоша их на Ярославле дворе"
Новгородская I летопись
Поднимите рог в память о тех, кто погиб от добродетельных рук христиан.
День памяти Богатыря Святогора
Студень (Декабрь) 3
Ко времени первых столкновений с печенегами относится боярский курган Гульбище, в котором с большим поч╠том похоронен знатный богатырь. Его вещи и оружие огромны- они в полтора, два раза больше обычных. Сегодня тост в честь великого воина.
Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
Роман Шиженский
Роль леса, как проявления внешнего, неосвоенного пространства и дома, как «огороженного», внутреннего, достаточно полно исследована специалистами прошлого и настоящего . Кроме того, детальному изучению были подвергнуты и всецело связанные с указанными пространственными ориентирами мифологические персонажи. В данной связи особенно следует отметить работу Н. А. Криничной «Русская народная мифологическая проза. Истоки и полисемантизм образов», в которой автор анализирует наиболее ярких представителей «демонологического багажа» русского народа. Ряд выводов исследователя, а именно: утверждение об изначальном синкретизме домашних и природных духов , представление о лешем как о дублере и предшественнике домового , стали основой для написания данной статьи.
Таким образом, целью данной работы является частичный анализ образов двух доминантов славянской демонологической системы – лешего и домового, с позиции представления данных мифологических персонажей единым божеством. Основываясь на информации мифологических сказаний, поверий, заговоров, а также наблюдениях исследователей, в данной работе рассматриваются некоторые особенности мифологических образов (антропоморфность, наличие кланово-семейных связей) позволяющие охарактеризовать лешего и домового как единую «демонологическую субстанцию».
читать дальшеСогласно источникам, и леший, и домовой очень часто имеют антропоморфный облик. В своей работе уже упоминавшаяся Н. А. Криничная вполне обоснованно предполагает, что в основе человеческого образа домового отчасти просматривается культ предков . Ранее, Д. О. Шеппинг, исследовав самоназвание домашнего духа, пришел к выводу о том, что домовой - загробный покойник, кровными узами связанный с семьей, подлежащей его покровительству . Отождествление духа дома с предком подтверждается многочисленными поверьями и приметами славян связанными с местом жительства домового (подполье, чердак) , его заботой о здоровье и хозяйстве семьи. Если согласиться с гипотезой ученых, рассматривающих домового как душу предка, то вполне объясним и его антропоморфный облик. Однако, помимо домового, нередко и лесной хозяин наделяется вполне человеческими признаками.
По данным источников, леший предстает перед людьми в образах незнакомого молодца , девушки , седого старца , соседа и даже в виде целого народа . Сказки доносят до нас описания лесных богатырей, среди которых особо выделялся Медведко - получеловек, полумедведь, рожденный от хозяина леса. Само именование лешего указывает на его «человечность» .
Развивая мысль Д. О. Шеппинга об общем происхождении антропоморфных образов лешего и домового из культа предков , следует отметить глубокую архаику одного из них. Основные характеристики, особенности лесного духа, а в данном изложении духа-предка, складывались на заре человеческой истории. За тысячелетия развития мировых мифологических систем, славянской в частности, данный образ был практически поглощен образами домашних духов, однако ряд сохранившихся признаков позволяют видеть в защитнике леса фигуру духа-первопредка.
Д. Д. Фрэзер, анализируя феномен духов деревьев, ссылается на верования племен Австралии, согласно которым, жизнь в деревья вдувают души умерших . Особую ценность имеют наблюдения автором подобных обычаев в Китае, где принято было сажать деревья на могилах, и нередко эти деревья отождествлялись с душами умерших . Прямая связь леса, в частности дерева, с загробным миром налицо. В пользу подобного утверждения говорят и строки из анонимного латинского произведения, описывающие происхождение фавнов (римских леших): «Фавны появляются из червей, зарождающихся между корой и древесиной, затем падают на землю, и у них вырастают крылья, которые они впоследствии теряют, превращаясь в лесных людей» . Вполне возможно, что крылья лесных людей – это атрибут душ умерших.
Обращаясь к русскому мифологическому наследию, хочется отметить наблюдения А. А. Коринфского, который еще в начале XX века отметил существование в поволжских селах заброшенных лесных кладбищ . Кроме того, по мнению исследователя, знаменитый праздник, посвященный памяти умерших – Радуница, отмечался древними славянами, в том числе, на лесных полянах . «Вождение» человека по лесу, одна из самых ярких характеристик лешего, по данным литовских староверов, напрямую связано с погребальным обрядом .
Лесные захоронения, чествование душ предков во владениях лешего, не могли не наложить отпечаток и на самого лесного хозяина. Анализ волшебной сказки позволил В. Я. Проппу провести аналогию между образами лешего и бабы-яги – мертвой хозяйки леса . Сам хозяин лесов своими действиями нередко уподобляется покойнику. Два леших из сказки «О сильном храбром непобедимом Богатыре Иване-Царевиче и о прекрасной его супружнице царь-девице» не могут найти в своем царстве обманувшего их царевича: «Однако хотя и находили на царевича, но не могли его видеть, из-за шляпы невидимки» . Феномен слепота, как один из атрибутов мира мертвых, блестяще исследован в цитируемой уже работе В. Я. Проппа . Подобно лешему, мертвецы народных сказок путают человека, сбивают его с дороги, зазывают к себе в гости . Практически идентичными выглядят действия лесных владык и «оживших» покойников по отношению к хозяевам дома, охотникам, занявшим лесную избушку. Во многих случаях потусторонние гости стараются выжить жильцов, а нередко и уничтожить последних . По данным Н. А. Криничной хозяин леса отливает синеватым цветом, поскольку кровь у него синяя. Автор объясняет подобную особенность связью лешего с синим огнем . Однако не исключено, что синяя кровь лешего, его синяя одежда всего лишь один из показателей, характеризующих его как представителя потустороннего, «мертвого мира» .
Таким образом, характеристика лесного духа славянской демонологии позволяет видеть в его антропоморфном облике черты, свойственные и духу дома: черты культа предков.
Еще одним общим явлением, свойственным и лешим, и домовым, следует признать наличие у данных мифологических персонажей иерархичной семейной общины.
В. Л. Кляус, систематизируя заговорные тексты восточных и южных славян, приводит материалы, указывающие на существование у леших «царя-лесовика», «царицы-лесовицы» . Целые семьи лесных обитателей живут в дуплах: «Там дуб, в нем «лешаки», «лешачихи»» . О деревнях леших, упоминает А. Н. Афанасьев . По данным исследователя, лешие подчиняются своим воеводам и царям. Главным среди них считается Мусаил . Еще один фольклорист начала XX века – Ю. Миролюбов называет имена целой «армии» лесных духов, помощников лешего: Кущяник, Деревяник, Листовик, Травник, Коренич, Стеблич, Кветич, Орешник, Ягодник, Грибник и т. д . Кроме приведенных данных, наличие семейных отношений в среде леших прослеживается и в русских народных сказках. Так, у Соловья-Разбойника (аналога лешего) есть дочери, живущие с мужьями .
Касаясь семейных отношений домашних духов, весьма разработанных в отечественной фольклористике, хочется остановиться лишь на выводе А. К. Байбурина: «Характерным отличием «домашней» подсистемы является ее соотнесенность не только с локусом, но и с социальным устройством коллектива, со структурой живущей в доме семьи, что проявляется как в номинации, так и в «свидетельствах» о женском соответствии этого образа (дома, домовичиха, большуха), а в ряде случаев и о наличии «семьи», организованной аналогично семье, проживающей в доме» . Представленный выше материал позволяет говорить о наличии весьма развитого «семейного пантеона» и в среде лесных духов и ставит под сомнение вывод ученого о существовании различий между «домашней» и «лесной» подсистемами .
Связующим звеном дома и леса, домового и лешего, является, как не странно, именно жена домового. Эту роль часто берет на себя кикимора . Несмотря на прослеживаемую локализацию кикиморы в доме, хозяйственных постройках человека, Н. А. Криничная характеризует этот мифологический образ как неустойчивый и многозначительный . Основываясь на богатом фольклорном материале, исследователь приходит к заключению об однородности образа кикиморы и других домашних духов . Однако одна из (отмеченных ученой) версий происхождения жены домового, а так же ряд действий, направленных на избавление от нежелательной соседки, позволяют видеть в данном персонаже одну из переходных форм от лесного божества к домашнему. Согласно материалам, исследуемым Н. А. Криничной, кикимора могла быть искусственно создана колдуном (плотником) из сучка, отломанного от дерева с корнем, плывущего по воде, а затем незаметно воткнутого за печку дома .Одним из обязательных условий избавления от «домовихи», являлась магическая процедура, связанная с дровами: « …Подвезите дровни вплоть к сеням, расстелите на дровнях шубу шерстью вверх… После этого связите дровни в лес и оставьте там и дровни, и шубу. Увидите, что с этой поры вашего врага и в помине больше не будет» . В обоих приведенных случаях образ кикиморы (ее происхождение и исчезновение, смерть-?) напрямую связано с деревьями (шире – лесом) и следовательно, с хозяином лесных угодий – лешим. Высказанное предположение подтверждается наблюдениями Д. Д. Фрэзера, согласно которым, в некоторых мифологических системах после рубки леса лесной дух продолжает свою жизнь в постройках человека . Сюда же следует отнести и материалы ученого, рассказывающие о европейских Майских деревьев, зеленых хижинах, выставляемых некогда посреди деревень для увеличения приплода скота . Одним из примеров перехода лешего в освоенное человеком пространство можно считать эпизод из сказки про Илью Муромца, в котором противник богатыря Соловей-Разбойник (леший) еще соотносится с лесом (его гнездо располагается на 12 дубах), а его семья уже переносится в «очеловеченное» пространство, город Муром .
Таким образом, анализ двух признаков (антропоморфность, наличие семейных связей) характерных для демонологических образов лешего и домового, позволяет выдвинуть предположение не только о параллелизме данных персонажей, но и об их возможной однородности.
Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
Читаю книгу „Згори вниз. книга страхів”
Замість головної героїні бачу себе. Хоча ні , не так. Я впізнаю себе. Я можу стати такою. Чи стану. Чи вже була?
Знаєте, є такі книги, читаючи які перестаеш розрізняти себе-тут і себе-там.
„...змирилася з собою. Заспокоїлася.Зжилася з тим, що буду сама аж до кінця або до того моменту, поки не вирішу протилежне.найголовніше, що мені було легко вирішувати. Я переходила з часу в час без особливих зусиль, не переживала, що буде завтра, бо навіть гірше, що могло статися, мене не лякало.я відчула, що все минає, а якщо не минає, то швидко мине, і мине гарно. Було приємно спостерігати за проминанням.”
Те же яйца только в профиль. Или на русском)))
читать дальшеЧитаю книгу «сверху вниз. Книга страхов»
Вместо главной героини вижу себя. Хотя нет, не так. Я узнаю себя.я могу стать такой. Или стану. Или уже была?
Знаете, есть такие книги, читая которые перестаешь различать себя-тут и себя-там.
переводить текст не стану. ибо это перевести проблематично.
Молитва - это, конечно, хорошо. Она иногда помогает привести мысли в порядок. Но топор есть топор, во что бы ты ни верил. (c) Пратчетт
В отношениях с людьми Вы - замкнуты и покорны, из-за этого в Вашей жизни есть много трудностей. Вы слишком послушны и уклончивы в отношениях с другими людьми, т.к. в душе боитесь того, что о Вас подумают или скажут. Этот страх перед другими людьми мешает Вам честно и открыто справляться с Вашей работой или профессией, мешает в семейных отношениях, в отношениях с друзьями.
Вы умеете свободно общаться, с людьми, но не в достаточной степени, чтобы иметь по-настоящему большой успех в обществе или в бизнесе. Вам иногда бывает свойственно замыкаться в себе. Это может быть вызвано застенчивостью или неприязнью к отдельным людям. Без сомнения, Вам следовало бы более открыто общаться с другими людьми, так чтобы повысить свое положение в обществе и в делах.